Наставничество
Целевая модель наставничества
В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации. Для начала приведем две главные цели заявленного нацпроекта:
1) Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
2) Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Российской Федерации.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
- улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования (далее - образовательные организации) в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
В модели наставничества существуют 2 основные роли:
НАСТАВЛЯЕМЫЙ (обучающийся (10 -15 лет), молодой специалист/педагог)
НАСТАВНИК (обучающиеся (15-18 лет), выпускники, педагоги, работодатели (сотрудники предприятий)
Организованы 3 основные модели наставничества
1) УЧЕНИК-УЧЕНИК
СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИК В ДАННОЙ ПАРЕ БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:
- проектная деятельность,
- классные часы,
- внеурочная работа,
- подготовка к мероприятиям школьного сообщества,
- волонтерство, подготовка к конкурсам, олимпиадам
2) УЧИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ
СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИК В ДАННОЙ ПАРЕ БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:
- консультации,
- взаимопосещение уроков,
- конкурсы,
- курсы,
- творческие мастерские,
- школа молодого учителя,
- серия семинаров,
- разработка методического пособия.
3) УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК
СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИК В ДАННОЙ ПАРЕ БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:
- консультации,
- творческие мастерские,
- анкетирование,
- личные встречи,
- серия семинаров,
- конференция,
- проектная деятельность.
Нормативные документы:
Положение о наставничестве_подписано.pdf
21.11.2024